Метаморфозы

     

Кто ищет, тот всегда найдет!

   .

          С Зимой!             

Метаморфозы

     

Кто ищет, тот всегда найдет!

8 января

Основные разделы сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта 

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

  Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

Архив сайта

© Iara-Z

 

 

Именины

Александр

Анфиса

Григорий

Давид

Дмитрий

Ефим

Иосиф

Исаакий

Константин

Мария

Михаил

 

 

8 января 

Бабий праздник, праздник каш. «В праздник каш всяк с ложкой ходит – полный черпак семью не разгонит». Столярничают, играют на музыкальных инструментах.

 

 

     В праздник каш всяк с ложкой ходит — полный черпак семью не разгонит. Столярничают, играют на музыкальных инструментах.



     Другой день праздника Рождества Христова посвящается прославлению Матери Христа Спасителя, Святой Девы Марии. От собрание верующих в храм для прославление и благодарение Богородицы этот день называется собором Ее. Прославляя Богородицу, Церковь воспоминает бегство Святого Семейства в Египет.


Если этот день ясным будет, то и просо уродится.


     Во многих местах по старому обычаю русские женщины в этот день ходили к родильницам с пирогами. Согласно с этим обычаем, именно во второй день Рождества Христова в праздник Пресвятой Богородицы многие зажиточные сельские женщины являлись в церковь с нарочито приготовленными пирогами, думая этим «сделать честь» Богородице.


     Но Бабьими кашами этот день называется потому, что обязательно надо было пойти с подарком и поздравить повитуху, которая помогала при родах. И вот мать с теми детьми, которых бабка в свое время приняла, шла к повитухе на каши. В этот день повитуха старалась как можно лучше принять своих гостей, а ребятишки стремились во всем ей угодить и помочь.


     Бабки-повитухи пользовались в деревнях большим уважением. Это всегда были пожилые женщины, практики-самоучки, по большей части вдовы. «Бабили» иногда и замужние женщины, но только те, которые перестали сами рожать и у которых нет месячных очищений. Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не могла, да и бездетная женщина — плохая повитуха. «Какая она «бабка», как она бабить будет, коли сама трудов ни пытала? — говорили крестьяне. — При ней и рожать труднее, и дети не всегда в живых будут». Бабка должна была быть безукоризненного поведения, как в настоящем, так и в прошлом, не должна была быть замечена в неверности мужу: у таких дети родятся больными, уродами и не живут долго. Избегали также таких бабок, которые когда-нибудь обмывали мертвых, име ли злой и непокладистый характер и черные глаза: у таких тяжелая рука и при них труднее роды.


     С этого дня начинались девичьи гадания и хождения ряженых, и продолжались они до самого Крещения.


     Ученые считаю гадания самыми древними известными нам обрядами славян. Гадания сопровождались пением или таинственным молчанием.


     С течением времени обрядовая суть гаданий утрачивалась. На первое место выходила их «развлекательная» сторона. Существенный предмет гаданий — свадьба, брак, смерть и урожай.

 

Гадание на вещах.


     Молодые люди собирались на посиделки, брали кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и клали их под блюдо вместе с кусочками хлеба, накрывали блюдо чистым полотенцем. После этого участвующие в гадании пели песню, посвященную хлебу и соли, а потом другие подблюдные песни. По окончании каждой по очереди, запустив руку и отвернувшись от стола, из-под закрытого блюда вынимали какой-нибудь предмет, попавшийся первым под руку. Это было нечто вроде домашней лотереи. Чью вещь вытащили — тому предсказали судьбу в песне, которая пелась до этого.


     Но так как из-под блюда вынутые вещи не всегда попадаются тем, кому они принадлежат, то вещь можно было «выкупить», исполнив какое-нибудь задание: спеть песню, сплясать, рассказать сказку. Последнему, вынувшему из-под блюда вещь, пели песню обыкновенно свадебную, предвещая скорый брак.



Окличка прохожих и проезжих.


     Вечером или даже ночью девушки выходили из дома и, стоя у калитки, спрашивали у проходящих мимо мужчин: «Как ваше имя?» Верили, что какое имя тебе назовут — такое имя будет и у жениха. В Ярославской губернии окликали с блином на голове.



Подслушивание.


     Девушки и парни ходили слушать подокна чужих домов и затем толковали услышанные ими разговоры, предсказывали себе приятную или скучную жизнь, бранчливого или ласкового мужа. Толковали разговор не буквально, а по «косвенным» признаком. Например, когда девушка слышала сердитый разговор, это предвещало ей сердитого и бранчливого мужа.


     Самые храбрые девушки и парни отправлялись ночью (в полночь) слушать под церковными дверями. Если слышали пение в церкви погребальное, это был верный знак смерти. Если венчальное — у гадающего был шанс выйти замуж в этом же году.



Гадание на курицах.


     Сняв с насеста курицу, чаще петуха, приносили его в комнату, где заранее были приготовлены на полу в трех местах вода, хлеб, серебряные и даже медные кольца, серьги и другие мелкие вещи. Птицу пускали на пол и смотрели, какую вещь она клюнет или за что примется прежде всего.


     Если гадала одна особа, то понятно, что ей, выпустив петуха или кури цу можно было гадать на разные «мотивы», но если же девушек было мно го, то курицу или петуха пускали в середину круга, составленного из колец и перстней, принадлежавших всем гадающим. Чье кольцо, перстень или серьгу клюнет птица, та девушка выйдет замуж в течение наступающего года.


     Петуха и курицу сажали под квашню или ведро, невестящаяся девушка садилась на квашню, некоторое время сидела спокойно, а потом вскакивала и резко снимала квашню. Если сваты должны были приехать в этом году, то петух с курицей непременно шли в сутки — место у печи, а если не шли или начинали драться, тогда девушка нечего было надеяться в наступающем году выйти замуж.
Но выйти замуж не так уж трудно, вот каково быть замужем? И девицы ставили на пол воду в мисочке, хлеб, уголь и кольца. Затем выпускали курицу. Если курица или петух пили воду, это значило, что муж будет пьяница. Если ели хлеб — муж будет достаточный, когда же клевали уголь, то муж будет бедняк, или, как говорили, «прогорит»; золотое кольцо клюнет курица — муж-богач, серебряное — с достатком, медное — не очень радивый, а то и волокита.


     Иногда курицу кормили «считанным» зерном: перед гаданием кучка зерен пересчитывалась. После того как курица поест зерен, оставшиеся вновь пересчитывали. Если окажется, что остаток парный, делится на два, девушка в этом году будет «с парой», выйдет замуж.



Гадание на лошадях.


     Выводили из конюшни лошадей через оглоблю или через какую-нибудь жердь. Если лошадь зацепит за оглоблю или жердь ногами, то девушке это предвещает мужа сердитого и несчастную жизнь. Когда же лошадь перешагнет, не зацепив жердь или оглоблю, то для девушки это предсказание счастливой жизни с добрым и ласковым мужем.


     Иногда садились на лошадь, у которой завязаны глаза, и пускали из ворот; в какую сторону лошадь шла, туда девушке замуж предстояло выйти


     Кормили мхом лошадь. Если лошадь станет мох есть, то девушка, на которую гадают, замуж в наступающем году выйдет, если нет — останется еще год в девках.



Гадание башмаком.



     Девушки снимали елевой ноги башмак, кидали их за ворота и смотрели, куда башмак ляжет носком.


     Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана кидающая; когда же башмак ляжет носом к воротам, из которого выкинут башмак, то девушке в этот год — жить дома и не выходить замуж.



Гадание на яичном белке.


     В стакан воды выпускали белок из яйца, а стакан ставили в печь. Через некоторое время, вынув стакан, примечали, что, если белок поднялся в виде башни, то быть браку, а когда в виде четырехугольника, то это говорило о приближении смерти. Браку же не быть, если белок не поднимется вовсе.



Гадание на зеркалах.


     Гадали на зеркалах только самые смелые девушки и только в полночь.


     Ставили два зеркала, однопротив другого. Перед одним девушка ставила 2 свечи на стол, а другое зеркало ставила за собой, и таким; образом оказывалась между двух зеркал. Затем очерчивала вокруг себя круг зажженной лучиной, которой был зажжен огонь в сочельник, глядела внимательно в поставленное перед собой зеркало. Если покажется суженный, он тоже поглядит в зеркало через плечо девушки. Нужно, вовремя зачураться и ни в коем случае не оглядываться.



Приглашение ужинать.


     Накрыв стол для суженого, ставят два прибора, хлеб, соль, ложки, только не кладут вилок и ножей. Около полуночи девушка, испытывающая свое будущее, садится за стол одна, очерчивается и
говорит:


«Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать».


     Лишь только пробьет полночь, является жених в том самом наряде, в котором он должен быть при бракосочетании, и садится за стол.


     На всякий случай боязливые девушки брали с собой петуха для того, чтобы, если не поможет зачурание и гость засидится, хорошенько дернуть петуха: тогда он запоет и видение исчезнет. Говорили, что, если призрак что-либо вынет из кармана и положит на стол, стоит только зачураться — и видение пропадет, а оставленный предмет останется девушке. Появление призрака или суженого имело предварительные «признаки»: вой и свист ветра, серный запах, иногда смрадный.



Гадание у бани.


     Отворив немного дверь бани или овина, девушки обнажали «филейные» части тела, подходили к двери поочередно и говорили под прикрытием сумрака ночи довольно несвойственную для девушек и тем более девственниц фразу, с предложением баннику или овиннику прикоснуться рукой к обнаженной части тела. Если девушка чувствовала руку мохнатую — то предполагался богатый жених в этом году, а холодная рука — бедного, шершавая — характерного.Только часто такие развлечения оканчивались печально для гадающих. Вот что рассказывали об этом сами крестьяне:


     «Охотники большие овинные вышучивать девок. Иной раз и предсказывают им будущую судьбу. На святках бегают в овины «завораживаться». Соберутся где на задах у поленниц или где на улице в потаенном местечке ночью, чтобы ничей глаз их не увидел. Перед тем, как идти завораживаться, они от места дорожку к овину протопчут. Вот когда на селенье все затихнет, они и примутся за свой ворожбу. Сперва одна пойдет в овин, сведает про свой судьбу и воротится к подругам, потом другая, за нею третья и так все перебывают. Подойдет гадальщица к овину, крест с себя снимет, юркнет под навес, повернется спиной к прорубленному окошку, в которое подают снопы сушить, заворотит сарафан или платье и сядет, посвесится в овин-то и говорит: «Хани меня, мани меня по голому гузницу, мохнатой ручищей». Тут девка уж и чувствуй, какой рукой он погладит: ежели мохнатой, — за богатого выйдет замуж, голой — за бедного, колючею, словно елкой — за пьянииу. Такая уж судьба и выйдет девке, какую ей в овине покажет овинный. Самые смелые над подлазом завораживаются: свесятся и тоже заклятье скажут. Не всегда, однако, благополучно обходится: ладно еще, если овинный облапит только девку, поиграть с нею захочет, а то лопатой может треснуть. Мало того, что перепугает неразумну, да еще проболит то место, по которому он хватит, долго, так невозможно девке понять, какую это он судьбу ей предсказывает: счастье или несчастье. Пытают по овинам судьбу и молодые бабы, у коих мужья в солдатах или где на стороне живут. Одна такая баба в Угорах живет Кологривского уезда, Матреной ее зовут, с большого разума удумала в овине заворожиться, увязалась с девками, покатила и над самым подлазом, т.е. ямой-то, села. Так ее из ямы-то как чем-то тяжелым двинет, так она уж и не помнит, какой силой ее вышибло из овина и опять к девкам принесло. Долго не в своем разуме солдатка находилась. Должно быть, замужней женщине не подобает судьбу пытать».

  

Источник: http://www.cherniy-kot.ru/762

free counters

Счетчик установлен 12.01.2012


Все изображения, размещенные на сайте, собраны на просторах Инета.

Сделать бесплатный сайт с uCoz