* Именинники:
Евгения, Клавдия, Николай
6 января – Рождественский Сочельник.
К этому времени в избах делали большую уборку: мыли потолки, стены, скоблили ножом и натирали можжевельником полы. Ходили в баню, меняли белье, накрывали соломой стол. Ели в Сочельник по-строгому: капусту с квасом, хлеб, взвар или сочево (тип компота из яблок и груш или вообще постная пища).
Вечером на стол ставили кутью (род обрядовой каши): разваренную пшеницу или ячмень с черемухой, кто побогаче – рис с изюмом. Готовились к завтрашнему пированию – затирали пироги, ставили блины, затевали «прикуску» – печенье, месили тесто для пышек.
Вечером по домам ходила Коляда – переодетые парни в вывороченных шубах и со звериными масками на лицах. Величали хозяев, не жалея щедрых слов. Приговаривали: «Уродилась Коляда накануне Рождества, по Сочельникову мосту едет Коляда из Новагорода» (напоминание о близком торжестве).
Предновогодье и первые дни Нового года (старый стиль) назывались Святками. Продолжались они 12 дней: с 7 до 19 января. При этом дни с 7 по 14 января считались святыми вечерами, с 14 до 19 января – страшными: в эти дни берегли скот, амбары от нечистой силы.
На Святки на Руси справлялись свадьбы, днем устраивали катанья. Со святок в деревнях начинали готовиться к весне – провеивали семена, чинили инвентарь.
Рождественские торжества совпадают со временем зимнего солнцестояния. Поворот солнца к лету означал приближение весны с хлопотами об урожае. Поэтому примечали: если на Святках дни стоят темные и теплые, то хлеб уродится хороший, светлые же дни – к неурожаю. Смотрели, сколько звезд на небе перед Рождеством. Если много-много будет грибов и ягод.
Источник: http://www.drugsbrand.info/opisaniya/yanvara-narodnyj-kalendar/
* Рождественский сочельник. Как только загорается первая звезда - значит Иисус Христос пришел в мир, и можно начинать праздник.
Слово "сочельник" происходит от слова "сочиво". Это обрядовое блюдо, обязательное для этого вечера.В сочельник и Рождественскую ночь принято зажигать свечи и ставить их на окно. Накануне Рождества дети с бумажными звездами и фонариками в сопровождении взрослого ходили по городу и стучались в те дома, где на окнах были зажжены свечи. Они пели рождественские песни, славили Христа, щутили, разыгрывали целые спектакли, плясали. А хозяева были рады пригласить певцов в дом и щедро наградить их рождественскими лакомствами. Не принять христославов считалось грехом.
* Со Святого вечера и вплоть до старого Нового года хозяйки не выметали сора из комнат. Позже, собрав его в кучу, сжигали на дворе. Мужчины в этот вечер сжигали в печи дубовую колоду, вырубленную утром в лесу с особыми обрядами. Оставшиеся после колоды уголь и золу хранили как целебное средство против болезней домашних животных. Во многих местностях огонь от этой колоды поддерживался в течение недели. Уверяли, что если дымом такой тлеющей головни окурить улей, то это поможет дружному роению пчел будушим летом.
Из прессы
Коляда
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем.
Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5-6 января.
«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи»
А. Стрижев «Народный календарь»
День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, Славяне отмечают Коляду. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком и обавник восклицает:
«Овсень, куда едешь? Мосты мостить!
Кому ездить? Коляде государю!
На чем ему ездить?
На солнечной свинке!
Чем погонять?
Поросенком!»
Накануне Нового года, дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе, и в последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — веселое, желанное божество.
На пиру поминают Тура, поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики). Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».
Источник : http://www.supertosty.ru/texts/o_prazdnikah/rojdestvo/88_kolyada.html