Именины
Гордей
Ирина
16 января - оберег коровы
Крестьяне верили, что в этот день голодные ведьмы, возвращаясь с гулянья, задаивают коров. Крестьяне, во избежание зла, привязывают над воротами сальную свечу. Чтобы с коровой не случилось беды, обращались к домовому: «Дедушка домовой, пои мою скотинушку, пои да корми, гладко води. Бежи, молочко, по жилочкам, да в вымячко, из вымячка да в титечки, из титечек да в подойничек да по крыночкам на толсту сметаночку».
Варили в этот день кашу на молоке, овсяную или из муки, остужали ее и прямо в горшке несли в хлев корове. Давали в этот день коровам каравай.
Не стоит думать, что каша из муки или хлеба — не вкусна. Вот какие мучные да хлебные каши готовил русский народ.
Каша хлебная.
10 ломтиков черствого пшеничного хлеба, 50 г сахара, 100 г творога, 1 л молока, 100 г пшеничной муки, 2 яйца, 500 г слив.
Хлеб замочить в молоке. Из слив выбрать косточки и слегка посыпать сахаром. В смазанную жиром огнеупорную форму уложить слоями хлеб и сливы, и залить смесью, приготовленной из яиц, сахара, творога, муки и молока. Запечь в духовке в течение 40 минут при температуре 200°С.
Каша Ивана Калиты.
50 г ржаного хлеба, 20 г изюма или сухофруктов,
35 г сахара, 0,2 г корицы, 20 г клюквы, 30 г свежих яблок, 30 г сливок (жирность 35%), 5 г сахарной пудры.
Ржаные сухари поджарить и залить кипятком, настоять, процедить. Оставшиеся замоченные сухари протереть через сито, добавить сахар, корицу, яблоки, нарезанные ломтиками, прокипятить в течение 15 минут, после чего ввести клюквенный сок и охладить. Подать в холодном виде со взбитыми сливками.
Народное поверье утверждает, что только в этот день можно образумить каженника. «Каженник — такой же человек, как и все мы, грешные, — говорили в народе, — он и видит и слышит, как и все добрые люди. Все это издали только. Подойдите поближе, и тотчас будет видно всякому, что каженник не то делает, что видит, и не то говорит, что слышит. Задумает ли он что делать, все выходит наоборот. Смотришь: начинает делать по-умному, а к концу уж верно сведет дельцо, хоть брось. Попробуйте заговорить с каженником, то что твой грамотный: так слова рекой и льются. Зато уж и не гневайтесь после, что в его речи нет ни смыслу, ни толку. Ведь за то-то и зовут его каженником. Одного только не знают: отчего каженнику не мил белый свет? отчего он не дорожит своею жизнью? Жить или не жить — ему все равно. Нет ни тоски, ни кручины, а горюет обо всем. Живет между родными; есть, как и у добрых людей, жена и дети; водится всякое добро больше другого, — а для каженника хоть ничего не будь. Тужит обо всем горемычной сиротой. Знахари открыли тайну, как навести каженника на добрый путь, как научить его уму-разуму. Призванные исцелять каженника, они надевают белую рубашку навыворот, сажают его семь зорь подле вереи, под ветер, поят травяной росой, окачивают водой из нагорного студенца». Этнографы, видевшие каженников, говорят, что это люди, одержимые меланхолией.
Источники:
http://www.cherniy-kot.ru/2835
http://www.calend.ru/names/1-16/